Ассоциация производителей
мелкоштучных бетонных изделий

Материалы для скачивания
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ НОРМИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ НА ОСНОВЕ БЕТОНА

Дмитриев А.Л., ст. преподаватель кафедры ТСМиМ СПбГАСУ

Любомирова Е.Е., директор по развитию ООО «Выбор-СПб»

Староверов В.Д., к.т.н., доцент, доцент кафедры ТСМиМ СПбГАСУ, советник РААСН, член ТК 144 «Строительные материалы и изделия», член Экспертного совета НП «Союз производителей бетона»


Качество создает ценность продукции. Именно качество обеспечивает конкурентные преимущества, именно за качество потребитель готов платить. И совершенно очевидно, что качество не может стоить дешево, так как для поддержания соответствующего уровня качества предприятиям необходимо наличие действующей и регулярно совершенствующейся системы его управления. При этом ведущая роль в этом вопросе отводится специалистам службы контроля качества, которые также обеспечивают «клиентский» сервис на этапах выбора, поставки, монтажа и эксплуатации продукции.

 

Также команда технических специалистов напрямую влияет на сокращение издержек производства и повышение конкурентоспособности продукции. Именно службы контроля на предприятии могут обеспечить уверенность потребителя в выборе качественной продукции.

 

Таким образом, потребителям необходимо в первую очередь обращать внимание на наличие на предприятии технического и лабораторного контроля изготовления продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.

 

В настоящее время одной из остро обсуждаемых проблем современного строительного рынка является фальсификация материалов, наличие которой может объясняться помимо экономических интересов теневого бизнеса (определяется огромной нормой прибыли изготовителей подделок (200-500%)) также и несовершенством системы ценообразования, отсутствием на предприятиях профессионалов-технологов и специалистов службы качества, а также неоднозначной ситуацией в сфере нормирования: стандарты содержат неоднозначно трактуемые и противоречивые требования и вступают в противоречие друг с другом. Именно стройная система стандартов и строгое их выполнение всеми участниками строительного процесса способны противостоять попаданию на рынок несоответствующей продукции. Также рынок фальсификата развивается в условиях несовершенства законодательства, низкого уровня технической грамотности покупателей, слабой защищенности продукции со стороны производителя.

 

В широком смысле фальсификация означает выпуск на рынок продукции, умышленно измененных или имеющих скрытые свойства и качества, а информация о которых является заведомо неполной или недостаточной. В некоторых случаях потребителя вводят в заблуждение, предлагая ему контрафакт — продукцию, выпущенную с незаконным использованием фирменных товарных знаков. Очевидно, что в отсутствии достоверных методик вычислить емкость рынка фальсификатов довольно сложно, хотя, по мнению экспертов, подделки составляют не менее 5-7% мирового производства строительной продукции, а по заявлению председателя Общественного совета при Минстрое РФ Сергея Степашина до 25% всех производимых в России строительных материалов являются фальсификатом.

 

Борьба с контрафактной продукцией идет постоянно, но объективно оценить её результативность довольно трудно.

 

Нет необходимости повторять, что оборот фальсифицированной и контрафактной продукции наносит существенный ущерб государству, изготовителям и поставщикам продукции, а также повышает риск причинения вреда жизни, здоровью и имуществу потребителей. В этой связи государство, общественные объединения и добросовестные производители строительной продукции активно взаимодействуют между собой с целью разработки эффективных сбалансированных мер предупреждения попадания на рынок несоответствующей продукции.

 

Примером этому может служить законопроект по внесению изменений в федеральный закон №184-ФЗ «О техническом регулировании», в котором предложено закрепить понятие «фальсифицированная промышленная продукция», что определит возможность призвать недобросовестного производителя, дистрибьютора или любое другое юридическое лицо к административной или даже уголовной ответственности за выпуск и распространение фальсифицированной продукции.
Также за последнее время введен в действие ряд национальных стандартов системы защиты от фальсификаций и контрафакта, в том числе: ГОСТ Р 58635-2019 «Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Методы обеспечения контроля аутентичности продукции и документов. Общие положения», ГОСТ Р 58636-2019 «Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Прослеживаемость оборота продукции. Общие требования», ГОСТ Р 58637-2019 «Система защиты от фальсификаций и контрафакта. Критерии эффективности решений по аутентификации, применяемых для борьбы с контрафактной продукцией».

 

Одновременно с этим, ассоциациями строительной индустрии предлагается расширять список строительных материалов, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в форме обязательной сертификации или декларирования о соответствии.

 

Но именно последнее предложение, на наш взгляд, не является оптимальным, так как увеличение товарной номенклатуры продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, провоцирует рынок к дальнейшему росту стоимости строительных материалов, что в современных условиях не является целесообразным.

 

Для достижения эффективной защиты рынка и обеспечение качества строительной продукции необходимо сочетание оптимальных организационных и технических мер с учетом их взаимного влияния и особенностей для каждого вида продукции, организации и рынка.

Несомненно, решать накопившиеся проблемы необходимо рыночными механизмами, и именно бизнес-сообщество должно сосредоточить свое внимание на решение вопроса обеспечения качества строительных материалов (качественная продукция не может быть контрафактной), а жесткое регулирующее воздействие со стороны государства в этом случае может привести к обратному эффекту. Малые и средние предприятия будут поглощаться крупными или вынуждены уходить с рынка или переходить в т. н. «серую» зону, что в еще большей степени приведет к росту стоимости продукции.

 

Рассмотрим более подробно проблему отсутствия должного контроля качества (т.н. входного контроля) со стороны участников строительного процесса.
Известно, что распознать подделку довольно трудно даже профессионалам — фальсификации подвергаются не только товары, но и сопроводительные документы, сертификаты безопасности, паспорта качества, товарный знак и проч.

 

К примеру, как показывает экспертная деятельность СПбГАСУ, в исполнительной документации не содержатся паспорта качества на выпущенную изготовителем конкретную партию продукции, хотя стандарты на строительную продукцию однозначно требуют этого («каждая партия или ее часть, поставляемая в один адрес, должна сопровождаться документом о качестве» – стандартная формулировка раздела «Правила приемки» содержится в большинстве ГОСТ).

 

Также имеет место распространенная практика, когда реальные сопроводительные документы заменяются копиями сертификатов соответствия: производитель работ полагает «по неопытности», что этого достаточно для подтверждения качества продукции и сдачи объекта.

Необходимо оговорить, что действующее законодательства и требования стандартов (процедуры строительного контроля регламентируются статьями 53 и 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ, постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства», СП 48.13330.2019 «Организация строительства СНиП 12-01-2004», ГОСТ 24297-2013 «Верификация закупленной продукции. Организация проведения и методы контроля», ГОСТ Р 51293-99 «Идентификация продукции. Общие положения» и проч.) обязывают строительные организации проводить многоступенчатый документарный и лабораторный контроль.

Строительный контроль лицом, осуществляющим строительство, включает в себя проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям проектной документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.

 

В соответствии с Требованиями к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требованиями, предъявляемыми к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утвержденными приказом Ростехнадзора от 26.12.2006 № 1128 (РД-11-02-2006), результаты экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ, проведенных в процессе строительного контроля, документы, подтверждающие проведение контроля за качеством применяемых строительных материалов (изделий) являются приложениями к актам освидетельствования скрытых работ, ответственных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, подтверждающими соответствие выполненных работ требованиям, установленным проектной документацией.

 

Но в реальности, в отсутствие необходимых документов, позволяющих надлежащим образом идентифицировать поставленную строительную продукцию, только в исключительных случаях проводятся мероприятия по полной проверке качества продукции, а если контроль и ведется, то по крайне малой номенклатуре продукции и нормируемым показателям.

 

К примеру, бетон в монолитных конструкциях контролируют исключительно по прочности и оценивают по ГОСТ 18105-2018 «Бетоны. Правила контроля и оценки прочности», который включен в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 28.05.2021 №815. Про иные показатели (морозостойкость, водонепроницаемость и проч.), которые характеризуют долговечность бетона конструкций, забывают, хотя согласно ГОСТ 7473-2010 производитель (поставщик) бетонной смеси должен подтвердить ее качество протоколами определения технологических показателей качества при подборе состава и проведении операционного и приемо-сдаточного контроля, а также протоколами определения нормируемых показателей качества бетона в проектном возрасте. А при поставке товарной бетонной смеси заданного качества производитель (поставщик) должен предоставить потребителю в напечатанном и заверенном виде следующую сопроводительную документацию: для каждой партии бетонной смеси — документ о качестве бетонной смеси и протокол испытаний по определению нормируемых показателей качества бетона; для каждой загрузки бетонной смеси — товарную накладную.

 

Но строитель, как уже говорилось выше, в редких случаях требует от изготовителей и продавцов строительных материалов предоставление сопроводительных документов в виде документов (паспортов) качества на партию продукции с указанием её объема, места и даты изготовления, а также фактических значений показателей качества.

 

Заметим, что необходимость наличия товаросопроводительных документы, идентифицирующих единичное изделие или партию продукции (в том числе ее размер) определяется законодательством РФ (184-ФЗ «О техническом регулировании», Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
В современных условиях профессиональному сообществу можно предложить один из возможных вариантов регулирования рынка и контроля через «цифру». Очевидно, что в современную эпоху тотальной цифровизации необходимо активно вовлекать имеющиеся инструменты в строительную индустрию. В этой связи система цифрового управления качества (в том числе маркировки и прослеживаемости строительной продукции) имеет все перспективы стать «цифровым барьером» на пути оборота фальсифицированной продукции и обеспечить прозрачность прослеживаемости продукции. При этом уже сейчас действует постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров», а в ближайшее время государство предлагает ввести Единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживаемости товаров на основные виды стройматериалов и иные материалы, влияющие на безопасность объектов капитального строительства.

 

Как показывает опыт, прослеживаемость продукции является одним из важнейших элементов обеспечения качества, безопасности применения, противодействия обороту фальсифицированной и контрафактной продукции, поэтому для борьбы с поставками контрафактной и неаутентичной продукции необходимо разрабатывать и внедрять систему электронной прослеживаемости продукции, что позволит её изготовителю и поставщику формировать «электронное досье». И в этой связи базой для «прослеживаемости» всех строительных материалов являются надежно защищенные сопроводительные документы.

 

Таким образом, для предотвращения «подделок» сопроводительных документов, целесообразно дополнительно маркировать паспорт качества соответствующим «цифровым кодом» (присваивать т. н. QR-код), в котором должна быть «зашита» информация не только о конкретном заводе-изготовителе и партии продукции, но также и дополнительные сведения о сертификате (декларации) соответствия и органе по сертификации, его оформившем, и испытательной лаборатории, в которой проводились испытания. В этом случае специалист службы строительного контроля может оперативно проверить действие аккредитации органа по сертификации, испытательного центра или лаборатории в реестре аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации). Необходимо отметить, что такой подход будет одновременно способствовать повышению доверия к добровольным сертификатам.
Но это только один из путей решения.

 

Далее необходимо обратить внимание на несовершенство существующей нормативной базы, которое также влияет на рынок фальсификата и способствует введению в заблуждения потребителя.

 

Приведем ряд характерных примеров.

 

С 01 января 2015 года вступили в силу ГОСТ 32961-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Камни бортовые. Технические требования» и ГОСТ 32962-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Камни бортовые. Методы контроля». Так, в разделе 9 ГОСТ 32692 указано, что «прочность на сжатие и растяжение при изгибе бетонов, из которых изготовлены бортовые камни, определяют одним из следующих методов: по ГОСТ 10180, ГОСТ 17624 или ГОСТ 22690». При этом параллельно с ГОСТ 32961 на территории РФ продолжает действовать ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия», пунктом 3.2 которого предусмотрено, что «прочность бетона на сжатие и растяжение при изгибе следует определять по ГОСТ 10180 или ГОСТ 17624, или ГОСТ 22690. При изготовлении камней по способу вибропрессования, приводящему к изменению состава бетона, принимают поправочный коэффициент к прочности бетона контрольных образцов, устанавливаемый экспериментально в соответствии с требованиями ГОСТ 10180. При этом поправочный коэффициент следует принимать не менее 1».

 

При реализации методики контроля прочности бетона по ГОСТ 10180-2012 из бетонной смеси необходимо изготавливать стандартные контрольные образцы, что между прочим, крайне затруднительно (почти нереализуемо с учетом высоких затрат на приобретение специальных пресс-форм для изделий, выпускаемых методом вибропрессования или вакуумирования).

 

Одновременно с этим в ГОСТ 10180 применительно к ячеистому бетону допускается определять прочность по выпиленным (выбуренным) образцам по методике ГОСТ 28570, хотя область применения последнего стандарта охватывает бетоны всех видов по ГОСТ 25192, применяемых для изготовления сборных и монолитных бетонных и железобетонных изделий и конструкций.

 

Что касается ГОСТ 17624-2012, то стандарт регламентирует неразрушающий (ультразвуковой) метод определения прочности бетона, а ГОСТ 22690-2015 — неразрушающие (механические) методы контроля. И в обоих случаях для применения приборной базы неразрушающего контроля необходимо в обязательном порядке строить градуировочную зависимость путем установления взаимосвязи между показаниями конкретных средств измерения с результатами прямых испытаний изделий (бортовых камней): по методу отрыва со скалыванием, либо выпиленным (выбуренным) образцам по ГОСТ 28570, либо по специально изготовленным контрольным образцам по ГОСТ 10180.

 

Как уже было сказано выше, для предприятия-изготовителя установить взаимосвязь между неразрушающим и механическим (разрушающим) методами для вибпрпрессованной продукции экономически невыгодно, а при входном контроле на строительном объекте такую градуировочную зависимость возможно установить на основе метода отрыва со скалыванием, что, естественно, приводит к нарушению внешнего вида изделий и делает их непригодными для дальнейшей эксплуатации.

 

В данном случае, целесообразно в заводских условиях установить градуировочную зависимость при испытании образов-кернов, а в дальнейшем, при входном контроле на строительном объекте, представитель завода в присутствии ответственного лица со стороны подрядной организации должен выполнить неразрушающий контроль, а в сомнительных случаях строительная организации в качестве арбитражного метода должна опираться на результаты испытаний образцов-кернов, отобранных из бортовых камней.

 

Подчеркнем, что такой подход обоснован, но в условиях действующих стандартов напрямую не допускается, то есть при буквальном трактовании положений ГОСТ 32962-2014 и ГОСТ 6665-91 такое решение не приемлемо. Хотя практический опыт показал, что для бортовых камней, изготовленных методом вибропрессования или вакуумирования, при контроле прочности наиболее информативным и достоверным является разрушающий метод с учетом положений ГОСТ 28570-2019, очевидно, что в соответствующий пункт ГОСТ 32961 и ГОСТ 6665 требуется добавить ссылку на него.

 

Также ГОСТ 32961-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Камни бортовые. Технические требования» и ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия» предъявляют требования к морозостойкости изделий. При этом в ГОСТ 6665 при оценке морозостойкости допускается снижение прочности на сжатие бетона образцов не более чем на 5% и потеря их массы не более чем на 3%, но данное требование вступает в противоречие с положениями ГОСТ 10060-2012.

 

В целом, одним из существенных недостатков, связанных с действующей нормативной базой в стране, является тот факт, что до сих пор не выработана единая терминология для дорожных покрытий из элементов мощения, как следствие, имеет место различная ее интерпретация, что как раз и способствует росту доли фальсификата в строительстве.

 

К примеру, в действующем ГОСТ 17608-2017 года существует лишь одно определение плиточного покрытия: плита бетонная тротуарная —изделие, изготовленное из бетона и применяемое в качестве покрытия дорожных и других поверхностей.

 

В действующих сводах правил по проектированию морских портовых территорий и терминалов, куда попадает тротуарная плитка группы эксплуатации Г – это «блочные дорожные покрытия из искусственных камней мощения» или просто «блочные покрытия».

 

В своде правил по мощению (в настоящее время готовится к утверждению в Минстрое) плиточные покрытия делятся на камни и плиты мощения, что совершенно справедливо с точки зрения эксплуатации в условиях реализации Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды», выполнение целевых показатель которой возможно при использовании укрупненных форматов при благоустройстве общественных пространств и пешеходных зон. При этом предполагается, что за покрытиями подразумевается регулярный уход, как правило, средствами малой механизации. Плиточные покрытия различного форм-фактора по-разному работают при действии изгибающей нагрузки. Поэтому полагаем обоснованным деление на камни и плиты мощения.

 

Приведем еще примеры несовершенства нормативной базы. Так, например, по ГОСТ 17608 плиты подразделяют на группы в зависимости от области эксплуатации. К группе А относятся изделия, эксплуатирующиеся на тротуарах улиц местного значения, пешеходных и садово-парковых дорожках, придомовых территорий частных строений без заезда какого-либо транспорта и ограничивают толщиной 4 см. При этом в СП 82.13330.2016 «Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75» указано, что при строительстве пешеходных дорожек более 2 м следует учитывать возможность проезда транспортных средств с нагрузкой до 8 т, то есть следует применять для устройства таких покрытия плитку группы эксплуатации Б.

 

Кроме того, выбор материалов для элементов благоустройства улиц и дорог следует проводить с учетом климатических особенностей района строительства, что закреплено в СП 28.13330. А в СП 82.13330 установлены конкретные минимальные проектные марка бетона по морозостойкости с учетом реальных условий эксплуатации, а ГОСТ 17608 не предусматривает такой подход.

 

Также следует отметить, что СП 82.13330 регламентирует показатель сцепления пешеходных покрытий: покрытие должно быть выполнено из твердых материалов, ровным, не создающим вибрацию при движении по нему. Их поверхность должна обеспечивать продольный коэффициент сцепления 0,6-0,75 кН/кН, в условиях сырой погоды и отрицательных температур — не менее 0,4 кН/кН. Но ГОСТ 17608 не регламентирует показатель сцепления и производителям приходится проводить испытания по другим стандартам: ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», ГОСТ 33078-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Методы измерения сцепления колеса автомобиля с покрытием», ОДМ 218.4.039-2018 «Рекомендации по диагностике и оценке технического состояния автомобильных дорог».

 

Оценка морозостойкости по ГОСТ 17608 проводится по приложению Е на вырезанных из плитки образцах размерами 100х100 мм и толщиной от 40 до 100 мм. При этом не учтены особенности отбора образцов из крупноформатных плит (камней) мощения толщиной более 100 мм. Поэтому для доведения образцов до регламентируемых размерах приходится их «подрезать», что приводит к дополнительному вскрытию структуры и образованию микродефектов (микротрещин) по разрезаемой плоскости. Тем самым происходит снижение прочности бетона образцов и увеличение водопоглощения.

 

В заключение еще раз подчеркнем, что бороться с фальсифицированной продукцией необходимо, но требуется при этом приводить работу по согласованности требований стандартов (на основании обсуждений профессиональным обществом) и реализации процедур должного строительного контроля со стороны всех участников.

 

Библиография:

Бабурин В.В., Бойко О.А., Панов С.Л. Оборот контрафактных строительных материалов: детерминанты и меры противодействия // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. №1 (35). С. 128-133.

Васильев В.А. Александров С.В. Цифровые технологии в управлении качеством // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2020. №10. С. 35-41.

Десятко Е.Н., Староверов В.Д., Герасименко А.А., Мазнева К.Ю. Критерии оценки качества строительных материалов, применяемых при капитальном ремонте многоквартирных домов // Вестник гражданских инженеров. 2020. № 2 (79). С. 264-271.

Контроль качества: цифровые решения и комплексный подход [электронный ресурс] // Новый оборонный заказ. Стратегии. 2020. №4 (63).

Пухаренко Ю.В., Староверов В.Д., Герасименко А.А. Повышение безопасности и качества строительных материалов на основе оценки опыта и деловой репутации предприятия // Строительные материалы. 2019. № 5. С. 3-8.

Пухаренко Ю.В., Староверов В.Д., Герасименко А.А. Проблемы декларирования соответствия бетонных смесей // Технологии бетонов. 2019. № 11-12 (160-161). С. 49-52.

Читать подробнее ›