Многим кажется, что тротуарная плитка – просто и незатейливый продукт. На самом деле, это сложное современное производство.
Сегодня наши города стремительно покрываются тротуарной плиткой. С каждым днем она захватывает все новую территорию. А значит ее необходимо все больше и больше. Вот только часто ли мы задумываемся о том, откуда она появляется, кто ее делает? Между тем, в стране существует целая отрасль промышленности по выпуску этого строительного материала. В этой статье мы расскажем, что собой представляет рынок по его производству, какие у него есть достижения, с какими проблемами он сталкивается.
Есть куда расти
В 2017 году в России произведено 30,7 млн кв.м тротуарной плитки. При этом в последние годы ее выпуск быстро растет, так, в 2017 году этот показатель был равен всего 22,3 млн кв.м. Но много этого или мало? Как известно, все познается в сравнении. В Европе в среднем на одного человека приходится 2 кв.м этой продукции, у нас – только 0,2 кв.м. И, как говорит Генеральный директор ГК «Выбор» Евгений Пашко, нам есть куда расти.
Особенность рынка тротуарной плитки в его крайне неравномерном распределении по стране. В России примерно 200 заводов по ее выпуску. Практически половина мощностей (49%) сосредоточена в Центральном федеральном округе. Удивляться этому не стоит, ведь тут находится самый главный потребитель этого продукта – Москва. А вот во всей азиатской части России - всего 5% выпуска. Такие пропорции вряд ли можно признать нормальными.
Самый большой производитель тротуарной плитки сосредоточил в своих руках 10% рынка. Есть еще несколько заводов, которые близки к такому показателю.
По мнению Евгения Пашко, российский рынок тротуарной плитки отличается определенными чертами. Во-первых, это недостаточно развитая нормативная база. Во-вторых, слабая культура мощения. Часто хорошую плитку кладут так, что она выпадает уже через несколько дней. Люди обвиняют в этом ее производителей, хотя причина тут совсем другая. Для рынка так же характерно неравномерное распределение потребителей и сырьевой базы. Это в свою очередь ведет к необходимости дальних перевозок материалов и готовой продукции, что напрямую влияет на конечную стоимость товара. И последнее, это высокая зависимость от импортных компонентов и оборудования.
Что следует делать для того, чтобы рынок стал бы более сбалансированным? Евгения Пашко считает, что в первую очередь следует развивать три компонента: продолжить работу над законодательством, более равномерно размещать производство - в каждом регионе должны быть свои заводы, и проводить импортозамещение.
Но это, так сказать, в идеале. На практике все сложней. Рынок тротуарной плитки сталкивается с определенными сложностями. Не везде выгодно размещать заводы в силу недостаточного спроса на продукцию. Одновременно заказчик далеко не всегда хочет ждать, пока ему привезут ее из другого региона в силу того, что сроки могут превышать целый месяц. Это противоречие создает определенные трудности, когда строить завод невыгодно, а поставлять товар издалека - дорого и долго.
Такая реальность имеет свои негативные последствия. По оценке Виталия Дьяконова, директора по развитию компании Steingot, рынок во многом носит хаотичный характер. Есть хорошие, современные заводы, но есть и немало кустарных или, как их называют тут, гаражных производств, которые гонят продукцию низкого качества. Число их надо всеми возможными путями сокращать.
50 оттенков серого
Сегодня локомотивом рынка служат корпоративные продажи, то есть, поставки для государственных и муниципальных нужд. А вот до 2014 году ситуация была иная, большая часть продукции отгружалась частному сектору. Но после кризиса у этого потребителя стало меньше денег, поэтому спрос упал. Зато стал разворачиваться проект «Формирование комфортной городской среды». Он потребовал много тротуарной плитки.
Особенно потребность в ней увеличилась в городах, где проводился чемпионат мира по футболу. Причем, как подчеркивает директор компании «Каменный век» Лев Антонов, возник спрос на хорошую тротуарную плитку. И те заводы, которые продолжают гнать самый простой и дешевый продукт не имеют большой перспективы.
Сегодня продавать просто серую брусчатку уже трудно, требования к ее цвету и дизайну растут. Хотя серый цвет остается самым востребованным, но потребитель хочет получать самые различные его оттенки.
Это так же касается и размеров, повысилась востребованность в больших тротуарных плитках. Появились так же и совсем новые к продукции требования; она должна быть удобной для инвалидных колясок, то есть, с ровной поверхностью, должна выдерживать движение тяжелых автомобилей. А так же быть устойчивой для уборки спецтехникой, устойчивой к загрязнениям, не должна терять свой цвет и разрушаться, как минимум, пять лет.
Все это потребовало тротуарную плитку толщиной, начиная от 12 см. и кончая 20 см. По словам Льва Антонова, рынок оказался в целом не готов к таким переменам. Нужны инвестиции в производство, в новые технологии, а далеко не у всех есть на это средства. В итоге Россия отстает от Европы по уровню производства на 20-30 лет.
Это особенно обидно в связи с тем, что по прогнозу спрос на тротуарную плитку сохранится стабильным до 2022 – действия программы «Формирование комфортной городской среды».
ГОСТ хорошо, а конкуренция лучше
1 марта 2018 года был принят новый ГОСТ на эту продукцию. Но, как признается Лев Антонов, многие предприятия не справляются с ним и выпускают изделия, которые не отвечают требованиям стандарта. Между тем, это делать необходимо, так как некачественная продукция дискредитируют всю отрасль. Технологическая отсталость многих предприятий не позволяет им конкурировать на равных со своими отечественными и иностранными коллегами.
Некоторые предприятия вместо того, чтобы улучшать качество продукции используют демпинг, что так же бьет по имиджу всего рынка. Как считает Ольга Евдокимова, начальник ОТК и лаборатории группы «Браер», появление нового ГОСТа станет барьером для тех, кто чтобы удержаться на рынке не стремится улучшать свое производство, а использует иные конкурентные аргументы.
Вместе с тем у производителей тротуарной плитки есть претензии к самому ГОСТу. Его разработчики не учли ряд важных моментов. Но, согласно закону, вносить изменения в этот документ можно только по прошествии пяти лет. Поэтому придется работать с тем, что есть.
Но, как считают производители, даже самый хороший ГОСТ не решит всех проблем отрасли. Она нуждается в введении обязательной сертификации. Ну а главное, разумеется, в развитии честной и добросовестной конкуренции